Каталог

Пушистая терапия

28.09.2020

Зачем нужна терапия собаками для детей

      Лори Зибер сидела на ковре, где рядом с ней удобно устроился ее черно-белый пес. Маленькая девочка по имени Эмма приблизила лицо к его мокрому носу и издала тихий возглас.

Чарли завилял хвостом, облизнув нос малышки. Эмма засмеялась. Собаки-терапевты и дети прекрасно ладят друг с другом.

     Чарли, наполовину ньюфаундленд и наполовину обычный пудель (или «ньюфудель», как его называет Лори) уже шесть лет работает собакой-терапевтом. По данным Therapy Dogs International, собаки помогают детям снимать стресс, моральные травмы, беспокойства и тревоги, способствуют расслаблению и снижению агрессии, а также стимулируют движение, социализацию и вербализацию. Эта волонтерская организация занимается регулированием, тестированием и регистрацией собак-терапевтов для детей и взрослых вместе с хозяевами своих волонтеров.

Чарли и Лори

      Каждую неделю голубоглазый Чарли вместе с Лори навещает таких детей, как Эмма, в школе имени Элизабет Ли Блэк при Национальном институте Барбера в Эри, штат Пенсильвания. Школа обслуживает более 220 детей в возрасте от 3 до 21 года, страдающих аутизмом, нарушениями умственного развития, множественными недостатками и проблемами психического здоровья, из 22 школьных округов в северо-западной Пенсильвании и округе Чатоква, штат Нью-Йорк. Национальный институт Барбера также организует дошкольные образовательные учреждения для таких детей, как Эмма, которые не имеют отклонений в развитии, но считаются «входящими в группу риска» ввиду различных социально-экономических факторов.

     После посещения Эммы и ее класса Чарли и Лори отправляются в класс, где учителя работают с детьми с существенно ограниченными возможностями и интеллектуальными нарушениями.

      Один из детей радостно вскрикивает, когда Чарли входит в комнату, но собака не вздрагивает от столь резкого звука. Лори ведет Чарли к другому ребенку поблизости — слепому мальчику, почти не контролирующему движения рук. Лори осторожно кладет его руку на голову Чарли, и ребенок широко улыбается, чувствуя собачий мех. Однако, разволновавшись, мальчик хватает Чарли за шерсть и сильно тянет. И хотя подобные действия являются довольно болезненными и пугающими для других собак, Чарли терпеливо сидит на месте и смотрит на Лори, которая осторожно убирает руку мальчика и придерживает ее, пока он более контролируемым движением ощупывает мягкий мех «ньюфуделя».

      «Я была уверена, что он станет хорошей собакой-терапевтом, потому что он любит маленьких детей, — говорит Лори. — Каждый раз, когда мы гуляли с ним по району, при виде детей он всегда хотел подойти и поиграть с ними. Он всегда очень терпелив с малышами, что бы ни происходило».

Добрый характер собак-терапевтов

Laure Seiber and her therapy dog Charlie work with a child at the Barber National Institute in Erie, Pa.Лори Зибер и ее собака Чарли работают с ребенком в Национальном институте Барбера в Эри, штат Пенсильвания. Чарли был обучен в качестве служебной собаки для лечения и терапии в находящейся в Эри некоммерческой организации Therapy Dogs United, которая проводит сертификацию собак и их хозяев для оказания помощи людям с эмоциональными и физическими проблемами, давая им любовь, утешение и уроки, которые прививают ценные жизненные навыки.

      На самом деле служебные собаки отличаются от собак-терапевтов. Служебных собак обучают оказанию помощи конкретному человеку с определенными ограничениями возможностей. Собаки-терапевты, как объясняет Psychiatric Service Dog Partners, обучены взаимодействовать и помогать самым разным людям — тем, кто страдает от широкого спектра эмоциональных или физических нарушений, и тем, кто просто нуждается в утешении и заботе.

      Помимо школы имени Элизабет Ли Блэк собаки, сертифицированные Therapy Dogs United, работают в библиотеках района Эри, где они помогают детям, которые медленно учатся читать, слушая их без осуждения или нетерпения. обаки-терапевты для детей также работают волонтерами в здании суда округа Эри, оказывая поддержку детям, участвующим в слушаниях по вопросам опеки. «Эти удивительные животные обеспечивают успокаивающее присутствие, которое помогает облегчить травму и стресс, связанные с появлением в суде», — сказал судья округа Эри Джон Э. Трусилла в своем интервью о программе представителям газеты Erie Times-News.

«Пойдем гулять, Уайетт!»

      Организация Дженис Вульф в Нью-Джерси, которая называется Merlin's KIDS Организация Дженис Вульф в Нью-Джерси, которая называется Merlin's KIDS (не является аффилированным лицом Therapy Dogs International), обучает служебных собак, выполняющих несколько видов терапевтической работы. Дженис, у которой есть собственная собака-терапевт — родезийский риджбек по имени Уайетт, знает не понаслышке, как собаки-терапевты помогают детям с особыми потребностями. Она вспоминает случай, когда один подросток с проблемами в развитии внезапно поднялся со своего стула, подошел к ней и сказал: «Пойдем гулять, Уайетт!».

      «Он начал прогуливаться с Уайеттом по комнате, и в комнате стало так тихо, что было слышно, как летают мухи, — говорит Дженис. — Оказывается, работники учреждения раньше никогда не слышали, чтобы мальчик говорил. Он ни разу не открывал рта. Но его интерес к Уайетту и его связь с ним были настолько сильны, что это мотивировало его. Это показывает, насколько эти взаимодействия важны, ведь животные могут творить удивительные вещи».

Взаимная выгода

       В школе имени Элизабет Ли Блэк Лори позволяет каждому ребенку погладить Чарли и поговорить с ним, а затем они показывают несколько трюков. Он пожимает детям руки, «молится» и крутится вокруг себя — его короткий хвост виляет, пока он ждет лакомства, которое Лори дает ему после выполнения ее команд.

      Инструкторы не только дают детям возможность общаться с Чарли, но и используют время, проводимое детьми с собаками-терапевтами, для их обучения основным жизненным навыкам, включая умение ждать своей очереди, следовать указаниям, проявлять терпение, устанавливать зрительный контакт и относиться с добротой к животным.

     «Многие классы, которые посещает Чарли, даже завели специально для него миску с водой», — отмечает Мария Хопкинс, педагог по работе с детьми-инвалидами Национального института Барбера.

     «Чарли помогает детям сосредоточиться. Он оказывает помощь в приобретении поведенческих навыков, — говорит она. — Он делает всех счастливыми. Дети просто светятся от радости, когда он приходит».

      Чарли, который приходит в Национальный институт Барбера уже более пяти лет, очень любит проводить там время. Лори знает это, потому что, когда школа уходит на каникулы, Чарли стоит у ящика, где она хранит его жилетку с надписью «Собака-терапевт», и пристально смотрит на хозяйку.

      «Он как будто говорит мне: разве мы не пойдем сегодня навестить детей? — поясняет Лори. — Он знает, что хочет туда пойти».

      Семнадцатилетний Джеймс Стернер является учеником школы имени Элизабет Ли Блэк. Он помогает Лори и Чарли переходить из класса в класс, навещая каждую группу учеников. Между Джеймсом и Чарли возникла особая связь, когда Джеймс помог псу преодолеть страх перед плиточным полом. По словам Лори, именно Джеймсу пришла в голову идея накрыть пол одеялом, чтобы Чарли мог удобно ходить по полу без коврового покрытия.

      Как сказала Мария, педагог по работе с детьми-инвалидами, она никогда не забудет, как наблюдала за Джеймсом, работающим над решением проблемы Чарли.

     «Наша работа заключается в оказании помощи детям с проблемами развития, и при этом один из наших детей смог найти способ помочь Чарли с его проблемой, — говорит она. — Это действительно впечатляет».

      Что касается Джеймса, причина его любви к Чарли проста: «Чарли чувствительный, добрый и очень умный».

      «Он еще очень симпатичный», — добавляет мальчик, потрепав пса по голове.

      Чарли, подняв напоследок глаза на Джеймса, виляет хвостом и идет работать в следующий класс.

Автор: Кара Мёрфи
18 июля 2016 г.
0.05 с